Моцарт ("Наннерль"), Мария Анна (Вальбурга Игнатия)
1751 - 1829
Назад

Мария Анна (Вальбурга Игнатия) Моцарт ("Наннерль") (Maria Anna (Walburga Ignatia) Mozart ("Nannerl")) - австрийская пианистка
- Родилась 30 или 31 июля 1751 г. - Зальцбург.
- Умерла 29 октября 1829 г. - Зальцбург.
Дочь Леопольда Моцарта. Первые уроки музыки она получила от своего отца в 1758 году; в 1764 году Леопольд считал ее "одной из самых искусных пианисток в Европе" (письмо от 8 июня). С 1762 по 1767 год Наннерль путешествовала со своей семьей по различным музыкальным турам; с 1769 года ей больше не разрешалось проявлять свой художественный талант в путешествиях с братом, поскольку она достигла брачного возраста. В то время как Вольфганг прославлялся как композитор и виртуоз за границей, она оставалась со своей матерью в Зальцбурге. Вольфганг хвалил ее сочинения и поощрял ее продолжать сочинять, но ее отец никогда не упоминал о ее творчестве, и ничего из этого не сохранилось. В то время как Моцарт ослушался своего отца и женился на женщине по своему выбору, Наннерль, которая была заядлой читательницей и театралкой, очевидно, усвоила предписывающую и педагогическую литературу позднего Просвещения и жила как воплощение современных представлений о женственности (благочестие, самопожертвование, благопристойность, скромность). По-видимому, она отказалась от своей любви к капитану и частному учителю Францу д'Иппольду и в соответствии с пожеланиями своего отца вышла замуж за Иоганна Баптиста фон Берхтольда цу Зонненбурга (р. 22 октября 1736; ум. 26 февраля 1801), правительственного чиновника и мирового судью в Санкт-Гильгене, в 1784 году. Помимо воспитания пятерых детей Берхтольда, она родила троих детей: Леопольда Алоиза Панталеона (1785-1840), Жанетту (1789-1805) и Марию Бабетту (1790-1791). Ее брат, написавший для нее несколько произведений, включая прелюдию и фугу к394/383а, был по-прежнему тесно привязан к ней. В Санкт-Гильгене Наннерль получила большинство фортепианных концертов Моцарта вплоть до k467, и существуют копии, написанные ее рукой. Было ошибочно предположено, что Наннерль поссорилась со своим братом из-за наследства их отца; однако, как женщина, она не имела законной власти, и переговоры вел ее муж. В 1792 году Наннерль записала несколько воспоминаний о своем покойном брате для журнала Schlichtegroll; ее материалы (в алфавитном порядке) также были использованы Ниссеном. Также сохранились фрагменты ее дневников и некоторые письма. Позже ее несправедливо обвинили в том, что она критиковала свою невестку Констанцу как "неподходящую девушку" для Моцарта, но, как видно из рукописи, это предложение написано не ее почерком, а Альберта фон Мелька. После смерти мужа в 1801 году Наннерль вернулась в Зальцбург с двумя оставшимися в живых детьми. Она давала уроки игры на фортепиано и помогала издателям находить пропавшие произведения своего брата. Сын Моцарта Франц Ксавер посетил ее в 1821 году, что доставило ей огромное удовольствие. Она была слепой с 1825 года, и когда Винсент и Мэри Новелло навестили ее в 1829 году, они нашли ее "слепой, вялой, измученной, слабой и почти лишившейся дара речи"; Мэри Новелло также отметила свою бедность и одиночество. Очевидно, что ее образ жизни в старости не отражал ее достатка, поскольку ее состояние состояло из крупной суммы в 7837 гульденов. Она была похоронена на кладбище аббатства Святого Петра в Зальцбурге.